Чебоксары и Чувашия  
 

Валерий Фальков доложил Президенту о развитии системы подготовки инженеров, IT-специалистов и научных работников

18 июля 2022 г.
Источник: minobrnauki.gov.ru
Валерий Фальков доложил Президенту о развитии системы подготовки инженеров, IT-специалистов и научных работников

На заседании Совета при Президенте России по стратегическому развитию и национальным проектам обсудили приоритеты и цели развития Российской Федерации на период до 2030 года.

Президент РФ Владимир Путин на заседании Совета по стратегическому развитию и нацпроектам назвал повышение качества подготовки инженерных и IT-специалистов одной из приоритетных задач развития государства. «Выход на новое качество подготовки кадров — это первоочередная задача, так как без ее решения у нас не будет технологического будущего. Начинаться эта работа должна еще в школе», — отметил Владимир Путин.

Глава государства заявил, что сегодня в вузах растет количество абитуриентов, поступающих на инженерные специальности. В связи с этим необходимо значительно увеличить и финансирование подготовки таких специалистов, расширить программы обновления учебно-лабораторного оборудования, развития университетских кампусов, ремонта общежитий.

Подготовка будущих инженеров: бюджетные места, работа со школьниками и студентами

В своем докладе глава Минобрнауки России Валерий Фальков доложил о последовательном увеличении бюджетных мест по инженерному делу, технологиям и техническим наукам. «В этом учебном году для выпускников школ выделено 193 тысячи 816 бюджетных мест. И еще 74 тысячи 930 мест для обучения в магистратуре и аспирантуре. Следует отметить рост среднего балла ЕГЭ на приеме по инженерным специальностям», — сообщил Валерий Фальков.

Интерес к технике, желание учиться на инженера формируется у абитуриента не в последние месяцы перед выпуском из школы, а гораздо раньше. Поэтому университеты активно «идут» в школы и одновременно развивают самые разные форматы дополнительного образования детей, формируя у них интерес к техническому творчеству. В этом году с 1 сентября в 23 субъектах России откроются 96 инженерных классов: 65 — по авиастроительному профилю, 31 — по судостроительному. Это совместный проект с Минпросвещения России, в котором принимают участие 25 вузов и 37 индустриальных партнеров.

Также ежегодно проводится Всероссийский конкурс студентов и аспирантов, обучающихся по инженерным специальностям. VII конкурс в 2021 году собрал более 3 тысяч участников. Все победители и призеры получили возможность трудоустроиться в ведущие компании или продолжить обучение.

Новые драйверы развития подготовки инженеров

Для того, чтобы система подготовки инженеров в полной мере отвечала запросам экономики и общества необходимо ее последовательное развитие. Для этого Минобрнауки России разработало инициативу «Передовые инженерные школы», которая стала одной из 42 инициатив социально-экономического развития страны, одобренных Президентом России.

В этом году в конце июня совместно с Минпромторгом проведен конкурсный отбор, в котором принял участие 91 университет. В результате определились 30 университетов, 20 из которых расположены в регионах. На их базе создаются передовые инженерные школы. Каждая школа создается в партнерстве с компаниями, среди которых КАМАЗ, СИБУР, Ростсельмаш, Росатом, Алмай-Антей, Роскосмос и другие лидеры отраслей.

Передовые инженерные школы при поддержке более 40 индустриальных партнеров не только разработают и реализуют новейшие образовательные программы, но и решат сложные и актуальные инженерные задачи в интересах этих компаний и отраслей.

Говоря о развитии системы подготовки инженеров, министр отметил, что необходимо максимально приблизить инженерное образование к реальному производству в регионах. Для этого эффективным решением, наряду с укреплением инженерного образования в вузах, видится расширение практики реализации механизма сетевых образовательных программ – когда базовую инженерную подготовку можно осуществлять в ведущих столичных университетах, а завершать образование в регионах. И такие примеры есть. В интересах развития судостроения на Дальнем Востоке в партнерстве с компанией «Роснефть» Дальневосточный федеральный университет и Санкт-Петербургский морской технический университет реализуют 4 сетевые программы бакалавриата и магистратуры. Студенты учатся на базе ДВФУ, часть программы проходят в Санкт-Петербурге, в лабораториях и у лучших преподавателей Морского университета, а затем завершают обучение и защищают дипломы во Владивостоке, где и будут трудоустроены. Такой формат одновременно создает возможности для академической мобильности преподавателей и студентов.

Поможет в развитии инженерного образования модернизация учебно-лабораторного оборудования региональных вузов, а также создание удобных и современных пространств для технологических экспериментов и прототипирования. «Такую работу мы увязываем с созданием студенческих кампусов мирового уровня», — добавил Валерий Фальков.

Подготовка будущих IT-специалистов: бюджетные места, цифровые кафедры и преподаватели-практики

В рамках развития системы подготовки специалистов в сфере информационных технологий Минобрнауки России последовательно увеличивает количество бюджетных мест в соответствии с запросами отрасли. Только за последние три года прирост составил почти 15 тысяч мест. В 2022 году выделено 160 тысяч 413 мест.

Происходит это не только за счет профильных специальностей и направлений, но и за счет внедрения в программы смежных специальностей и направлений специального модуля в сфере информационных технологий.

Для того чтобы удовлетворить растущий спрос на специалистов в области информационных технологий совместно с Минцифры России Минобрнауки запустило проект по созданию в университетах «цифровых кафедр».

Все университеты-участники ключевого проекта в сфере высшего образования «Приоритет 2030» создали такие кафедры. В результате у студентов самых разных специальностей и направлений подготовки появилась возможность получить продвинутые компетенции в области информационных технологий. Только в этом году по таким программам пройдут обучение не менее 80 тысяч студентов, и не менее 900 тысяч к 2030 году. При успешном освоении основной программы выпускник получит две квалификации, одна из которых будет в области информационных технологий.

Будущих специалистов в области информационных технологий, как и инженеров, должны учить не только преподаватели, но и практики. «Устранены барьеры, которые не позволяли вузам привлекать к обучению студентов лучших специалистов, работающих в отраслях. В частности, исключены требования по наличию ученой степени и ученого звания, по публикационной активности практиков. Это позволяет активнее вовлекать лучших представителей самых разных отраслей в обучение. Например, в программах «цифровых кафедр» установлено требование о том, что не менее 20% занятий должны вести практики», - подчеркнул Валерий Фальков.

Подготовка научных кадров: аспирантура

Основным каналом подготовки научных кадров и притока молодежи в сферу исследований и разработок традиционно является аспирантура, которая становится востребованным каналом притока молодежи в сферу исследований и разработок. В России третий год подряд происходит повышение качественных показателей деятельности института аспирантуры.

«Нам удалось прервать существовавшую с 2010 года негативную тенденцию сокращения количества аспирантов. В 2021 году их общая численность достигла 90,2 тысяч человек. Наблюдается дальнейшее закрепление ведущей роли университетов в подготовке научных и научно-педагогических кадров: на их долю приходится почти 90% аспирантов. В 2020 году мы реализовали комплекс мер по модернизации работы диссертационных советов. Внедрение этих новаций создало предпосылки эффективного функционирования института аспирантуры. В результате, впервые с 2015 года отмечается увеличение числа защит кандидатов и докторов наук. Так, число защит в 2021 году превышает показатель предыдущего года на 24%, на 1 тысячу 814 защит. В этом году мы ждем такой же положительный прирост», — заявил министр.

Драйверы развития системы подготовки научных кадров

Развитие системы подготовки научных кадров предполагает одновременно движение по нескольким направлениям. Во-первых, это социальная поддержка молодых ученых. В этом году дополнительно по решению Правительства выделен почти 1 млрд рублей по программе жилищных сертификатов, планируется в последующие годы также увеличивать объем средств на этом направлении. В настоящее время прорабатывается вопрос об увеличении стипендии лучшим аспирантам до конкурентоспособного уровня.

Во-вторых, необходимо дополнительное стимулирование продуктивного научного руководства. Речь идет о распространении в университетах в том числе специальных программ профессиональной подготовки для аспирантов в области научного руководства, актуальной для молодых кандидатов и докторов наук.

В-третьих, разработка и развитие формата «производственной аспирантуры», предполагающей реализацию диссертационного проекта в интересах и совместно с компаниями. Это даст возможность готовить кадры высшей квалификации для решения прикладных задач, что особенно актуально в сегодняшних условиях.

В-четвертых, развитие в региональных вузах института целевой аспирантуры, когда есть возможность направлять своих лучших выпускников в ведущие вузы страны, но с гарантией возвращения под хорошо оплачиваемое рабочее место после защиты диссертации.

Новости

Все новости

Минобрнауки России объявило конкурс на получение грантов «Студенческий стартап», подать заявку можно до 15 апреля на сайте конкурса.

01 марта 2024 г.

Классные руководители школ и кураторы групп в колледжах и техникумах, работающие в населенных пунктах с численностью жителей менее 100 тысяч человек, будут получать федеральную выплату в размере 10 тысяч рублей. Об этом сообщил Президент Российской Федерации Владимир Путин в Послании Федеральному Собранию.

29 февраля 2024 г.

С 7 по 13 июля в городе Чибо (Япония) проходит 64-я Международная математическая олимпиада школьников.

07 июля 2023 г.

На Госуслугах начался приём документов в вузы. Заявление можно подать в 5 любых вузов страны до 5 специальностей в каждом. Без личного посещения приёмных комиссий, очередей и бумажных документов. Для этого потребуется только подтверждённая учётная запись на Госуслугах.

20 июня 2023 г.

Глава Минобрнауки России Валерий Фальков прибыл с рабочим визитом в Санкт-Петербург. Вместе с членом президиума Российской ассоциации содействия науке Марией Воронцовой он посетил производство биотехнологической компании BIOCAD.

15 июня 2023 г.
Выберите регион